понедельник, 18 февраля 2019 г.

Подготовка к Великому посту

В прошедшее воскресенье православные начали подготовку к Великому посту. В чем особенности богослужения в этот период, история его формирования, значение - подробно рассматривается в статье священника Сергия Ванюкова "Недели подготовительного периода к Великому посту", которую мы предлагаем вашему вниманию.
 (печатается в сокращении)

священник Сергий Ванюков

НЕДЕЛИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

1. Введение

Святая Четыредесятница предваряется особым подготовительным периодом, состоящим из трех седмиц (четырех воскресений). Цель этих дней - постепенно приготовить христианина к встрече Великого поста - времени духовного подвига, глубокого покаяния, аскетических трудов и сугубой молитвы. И хотя строй подготовительного периода к Великому посту формировался постепенно под влиянием определеннх исторических причин и традиций разных Поместных Церквей, система памятей и содержание богослужения подготовительного периода к Святой Четыредесятницы отвечают главному назначению этих дней - духовной и телесной подготовке к спасительному подвигу Великого поста.
Установление предваряющего Святую Четыредесятницу недельного поста, впоследствии оформившегося в сырную седмицу, относится ко времени около VII века. 
Утвердившись первоначально в Иерусалимской Церкви, к VIIIвеку эта практика соблюдения дополнительной полупостной седмицы перед Святой Четыредесятницей распространилась в православном мире далеко за пределами Палестины. для монофизитской традиции было характерно соблюдение строгого поста в эту седмицу, что повлияло на возникшее из полемических соображений установление Православной Церкви вкушать скоромную пищу (кроме мясной) в среду и пяток сырной седмицы.
В Константинополе со временем подготовительный период перед Великим постом был расширен еще на две седмицы. Неделя о блудном сыне, впервые появившаяся в Иерусалимской Церкви в качестве памяти, связанной с одним из воскресных дней Великого поста (по современной нумерации - 2-й Неделей), в Константинопольской Церкви к Х веку становится подготовительной Неделей к Святой Четыредесятнице.
Также в Константинопольской традиции к ХII  веку подготовительный цикл дополняется Неделей о мытаре и фарисее. Одной из главных причин присоединения ее к подготовительному периоду послужила полемика с практикой армян, проводящих эту седмицу в строгом посте, называемом у них "арачаворк" (т.е. "первый", в греческом произношении - "арцивуриев"). аналогичный пост соблюдался всеми нехалкидонитами под названием "поста ниневитян". В греческой традиции, как в отношении строгого поста, соблюдавшегося монофизитами на сырной седмице, так и по отношению к седмице после Недели о мытаре и фарисее, был избран особый способ противодействия данной практике - добавление вкушения скоромной пищи (кроме мяса  на сырной седмице) в среду и пятницу.
Каждая из подготовительных Недель к Великому посту получила свое название от евангельского чтения, предназначенного для чтения на Литургии в этот день в соответствии с лекционарной системой Константинопольской Церкви, утвердившейся впоследствии во всех Поместных Православных Церквах. В Неделю о мытаре и фарисее читается Лк.,89 зач., XVIII,10-14,  в Неделю о блудном сыне - Лк., 79 зач., XV, 11-32, в Неделю о Страшном суде - Мф., 106 зач., XXV, 31-46, и в Прощеное воскресенье - Мф., 17 зач., VI, 14-21.
Последние две Недели получили в богослужебной традиции несколько дополнительных наименований: Неделя о Страшном суде называется также мясопустной, а Прощеное воскресенье - Неделей сыропустной и воспоминанием Адамова изгнания. Термины "мясопустная" и "сыропустная" характеризуют степень телесного поста, наступающего с понедельника соответствующего воскресного дня; а воспоминание изгнания Адама из рая является одной из главных литургических тем богослужения последнего воскресенья перед Великим постом.
Богослужебные тексты подготовительного периода к Святой Четыредесятнице содержатся в Триоди Постной. Каждое воскресное богослужение подготовительного периода через определенные литургические особенности и гимнографию Постной Триоди выполняет свое назначение в контексте всей системы памятей подвижного годового круга - приготовить ум, душу и сердце христианина к спасительным дням Святой Четыредесятницы, а через это -  приблизить его к достойной встрече Светлого Христова Воскресения (Пасхи Господней).

2. Богослужение подготовительных недель к Великому посту

Постная Триодь постепенно включается в богослужение годового круга: сначала только по воскресным дням (в Недели о мытаре и фарисее и о блудном сыне), затем начиная с субботы мясопустной (Вселенской родительской субботы) - ежедневно. В те дни подготовительного периода к Святой Четыредесятнице, в которые в Триоди Постной отсутствуют песнопения, богослужение совершается как в период пения Октоиха.
Согласно Уставу, в воскресные дни подготовительного периода к Великому посту служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, попразднства и отдание Богоявления Господня, праздника Сретения Господня, его предпразднства, попразднства и отдания). Службы рядовых святых (кроме бденных и полиелейных), пришедшиеся на воскресные дни подготовительного периода к Великому посту, переносятся на повечерия.
В Недели подготовительного периода к Великому посту богослужение совершается в соответствии с обычным порядком воскресного всенощного бдения, которому предшествует малая вечерня, предваряемая 9-м часом. При этом малая вечерня в своем составе не содержит песнопений Постной Триоди, поэтому ее изменяемые тексты заимствуются только из Октоиха. 
Рассматривая особенности богослужения воскресных дней подготовительного периода к Великому посту, нельзя не сказать о тех указаниях Устава, которые имеют отношение и к подготовительному периоду в целом, и в определенных случаях касаются также великопостного цикла.
1. В Неделю о мытаре и фарисее в Уставе содержится предписание о соотношении рядовых и праздничных апостольских и евангельских чтений на Литургии в субботние дни. "Вестно буди яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели всех святых" (Типикон, гл.49, 5-е "зри") По мнению В.Розанова, это указание означает, что с Недели о мытаре и фарисее "начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи... В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха".
2. В седмицу мясопустную Аллилуия не поется (т.е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно также - и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см. Типикон, гл. 49-я, "Неделя ... блуднаго сына", "зри").
3. Начиная с вечерни в Неделю мясопустную вечера стихииры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й Недели Великого поста поются стихиры самогласны дня из Триоди. (см. : Типикон гл. 49, в Неделю мясопустную вечера", 1-е "зри").
4. В Неделю о мытаре и фарисее в богослужебных книгах содержится указание, разрешающее вкушать скоромную пищу в среду и пяток на предстоящей сплошной седмице. Однако Устав дозволяет только одну трапезу (после вечерни)  в эти дни, как это принято в монашеской традиции постом, определяя таким образом отчасти полупостный характер данной седмицы. " Подобает ведати, яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси"
5. На сырной седмице, которая также является сплошной, Устав дает следующие указания. В понедельник дозволяются две трапезы, несмотря на монашескую традицию, относящую понедельники к постным дням, в которые бывает только одна трапеза - вечером: "Ведомо же буди: яко в понедельник сырныя седмицы ядим дважды днем, сыр и яица". В среду и пятницу Устав подчеркивает полупостный характер сырной седмицы, с одной стороны позволяя вкушать скоромную (кроме мяса) пищу, с другой - ограничивая количество трапез до одной в день (вечером) : "Ведомо же да есть, яко в Палестине, еже есть во Иерусалимской стране, не прияхом от святых отец сотворяти совершенныя Литургии в среду и пяток сырныя седмицы, ниже Преждеосвященныя: в та бо два дни поем Аллилуия с поклоны, вечер и утро, якоже выше речеся. По вечери же в сих дву днех, ядим сыр и яица, единою днем разрешающе правила тетрадитов и яковитов".
6. В Неделю сыропустную вечером для подкрепления телесных сил перед предстоящей Святой Четыредесятницей, отличающейся особой строгостью поста в первую седмицу, Устав дает небольшое послабление готовящимся к постному подвигу: "По вечерни же в трапезе бывает утешение братии".

3. Заключение

Завершая обзор богослужения воскресных дней подготовительного периода к Великому посту, следует выделить наиболее важные литургические особенности.
1. Богослужение совершается, кроме описанных выше особых случаев, по Октоиху и Триоди Постной.
2. Гимнографический формуляр Триоди содержит соответствующие богослужебные тексты для всех изменяемых элементов воскресной службы, за исключением специального отпустительного тропаря и седальнов после кафизм на утрене.
3. На утрени после 50-го псалма, вместо Слава: Молитвами апостолов..., И ныне: Молитвами Богородицы..., поются особые тропари Триоди, глас 8-й - Слава: Покаяния отверзи ми двери..., И ныне: На спасения стези... Вместо воскресной стихиры по 50-м псалме, глас 6-й: Воскрес Иисус от гроба... - стихира Триоди, глас тот же: Множества содеянных...
4. С Недели о блудном сыне к двум полиелейным псалмам (134-му и 135-му) присоединяется псалом 136-й: На реках вавилонских..., который исполняется в течение трех Недель (воскресений) подготовительного периода к Великому посту (до Недели сыропустной включительно).
5. В Недели мясопустную и сыропустную на хвалитех утрени поется 9 стихир. Для пения трех последних хвалитных стихир используются дополнительные припевы. К обычным, но расположенным в обратном порядке,  воскресным стихам (Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим...; Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя...) добавляется еще стих: Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему Вышний, который припевается к предпоследней стихире.
6. На Славу хвалитных стихир на утрене поется самогласен Триоди. В Недели мясопустную и сыропустную данный самогласен поется дважды: первый раз - в качестве последней (9-й) хвалитной стихиры, второй раз - на Славу хвалитных стихир. Рядовая евангельская стихира поется перед 1-м часом.
7. Кондак Триоди вытесняет из богослужения воскресный кондак рядового гласа Октоиха.
8. По 6-й песни канона на воскресной утрени Устав назначает чтение синаксаря из Триоди.
9. На утрене воскресных дней подготовительного периода к Великому посту в Триоди постной содержатся следующие катавасии: в Неделю о мытаре и фарисее - отверзу уста моя...; в Неделю о блудном сыне - Моисейскую песнь..., в Неделю мясопустную - Помощник и Покровитель... (ирмосы Великого канона прп. Андрея Критского), в Неделю сыропустную - Яко по суху... 
10. В седмицымясопустную и сырную отменяются междочасия часов, на повечерии не поется конон Богородицы, кафизмы Псалтири стихословятся в соответствии "летним" расписанием.

В заключение можно привести слова прославленного в лике новомучеников и исповедников ХХ века выдающегося святителя Русской Церкви - священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского: "... для того чтобы молиться сознательно, необходимо вникать в содержание и смысл церковных молитвословий. Необходимо поэтому более близкое знакомство с составом, порядком и значением нашего богослужения, с сами текстом молитвы, с книгами церковными". Надеемся, что данная публикация поможет священнослужителям и мирянам приблизиться к более глубокому знанию и восприятию богослужения подготовительного периода к Святой Четыредесятнице.

Источник: Богослужебные указания на 2014 год. М., 2013. с. 883-895