суббота, 16 февраля 2019 г.

Фарисейство наших дней

     Фарисейство древнее, простое, тщеславное к нашему времени возросло до фарисейства глубокого, враждебно-презрительного и нестерпимого в обществе учеников кроткого и смиренного сердцем господа Иисуса Христа. Обличенный Им дух фарисейства по справедливости подпал под всеобщее порицание; дух мытаря, наоборот, сделался родным Христовой Церкви. Но и фарисейский, и мытарский дух получает себе достойную оценку только в истинных фарисеях и мытарях. Дух мытаря без сердца и без убеждения, без смирения и без сокрушения мытарева есть посмеяние слову и делу Христову, равно как и фарисейство, понимаемое только как теплое упражнение боголюбивого чувства, есть прямая обида благочестию и уничижение Церкви. Чтобы как можно более не походить на фарисея, мы с большой охотой прикрываем себя мытарским духом и полагаем достаточным сказать подчас то же, что и мытарь: "Боже! Будь милостив ко мне, грешнику", забывая, что не только простое возглашение чужих слов, но иногда и истинная, горькая, вопиющая молитва пророков и чудотворцев отвергается Богом (Мф. 7, 22-23).    
     Чтобы не казаться фарисеями, иные полагают нужным уже мало того, чтобы не стоять вблизи алтаря Господня, но и совсем не входить в церковь, позволяют себе уничижительно смотреть на церковные действия и постановления, на мнимо фарисейское поведение, обращение и занятия лиц, которые христианское приличие и обыкновение называют отцами и учителями, и на многое другое. Когда истинно верующий и боящийся Бога христианин сочувствует во всю меру сил и средств делу Божию и церковному, с истинно мытарским смирением ищет себе у святыни оправдательной милости Божией, гордый лжемытарь и его также объявляет именем фарисея. набожность, таким образом, выдается им за ханжество, вера - зап суеверие, любовь - за лицемерие...
Архимандрит Антонин (Капустин)