Святые и подвижники благочестия нашего края

Шуйские новомученики 

(из книги Е. Ставровского «Святые земли Шуйской»)













СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ПАВЕЛ СВЕТОЗАРОВ

Священномученик Павел Светозаров родился 21 мая 1867 г. в селе Картмазово Судогодского уезда Владимирской губернии. Отец его – Михаил Иванович Светозаров (30.10.1841-24.08.1926) – долгое время служил диаконом в церкви села Картмазово. Мать – Анисья Севастьяновна, урожденная Преображенская (29.12.1846-08.10.1920).

В 1881 г. Павел Михайлович Светозаров окончил Муромское Духовное училище. Учился он очень хорошо, поэтому по выходе из училища «за отличные успехи и поведение награжден книгами». Продолжил свое образование Павел Светозаров во Владимирской Духовной семинарии, которую успешно окончил в 1887 году. А в 1891 г. он окончил Московскую Духовную академию, получив степень кандидата богословия.

В июне того же года Павел Михайлович был назначен на должность законоучителя Шуйской мужской гимназии. Он прибыл на службу в конце августа того же года. С этого времени жизнь П.М. Светозарова навсегда связана с нашим городом.
24 июня 1892 г. Павел Светозаров обвенчался с Софьей Евлампиевной Правдиной (1871-21.08.1906), дочерью известного шуйского протоиерея. В семье Светозаровых было четверо детей: Вера (27.06.1900-23.01.1974), Михаил (25.01.1902-?), Антонина (02.05.1904-1988), Сергей (30.05.1906-?). Матушка Софья умерла рано, когда их младшему сыну было всего 3 месяца от роду. Отец Павел один сумел воспитать и поставить на ноги всех четверых детей, дал им гимназическое образование. Семья Светозаровых жила рядом с Воскресенским собором в начале Большой Соборной улицы (ныне улица Касаткиной).
С 1892 по 1907 г. о. Павел преподавал Закон Божий в Шуйской женской гимназии. 2 августа 1892 г. он был рукоположен в сан священника к Шуйскому Воскресенскому собору. 8 апреля 1907 г. возведен в сан протоиерея.
С 1907 г. о. Павел выполнял обязанности благочинного, а также был председателем Шуйского уездного епархиального училищного совета. За заслуги в духовных и учительских делах награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степеней.
До 1907 г. о. Павел совмещал служение в соборе и учительские обязанности в двух гимназиях, но после смерти жены ему пришлось оставить гимназическую службу.
Протоиерей Павел Светозаров активно участвовал в общественной и духовной жизни Шуи. Он был депутатом от духовенства в городской думе, членом уездного училищного совета. В годы первой мировой войны возглавлял сбор пожертвований в Шуйском уезде, состоял членом Комитета помощи раненым и калекам. Он организовывал в уезде народные религиозно-нравственные чтения, распространял духовную литературу. В 1915 г о. Павел был особо отмечен епархиальным начальством «за труды по устройству противостарообрядческих курсов при Шуйском единоверческом монастыре». В 1919 г. о. Павел награжден палицей.
Протоиерея Павла Светозарова арестовывали четыре раза: в 1918 году – за уроки Закона Божиего, которые он перенес из гимназии в собор, в 1921 году дважды – «для профилактики», как неблагонадежного, затем – за проповедь. Четвертый арест оказался последним…
На суде отец Павел Светозаров виновным себя не признал. Суд настойчиво пытался узнать, получал ли о. Павел инструкции от своего епархиального начальства и считает ли для себя обязательным распоряжения Патриарха:
– Никаких инструкций от своего непосредственного начальства я не получал. Послания главы Церкви Патриарха Тихона считаю обязательными для исполнения, – так, ничего не страшась, по совести отвечал на вопросы судий о. Павел.
После окончания судебного следствия председатель Галкин стал настойчиво предлагать обвиняемым средство к освобождению – самооговор и сотрудничество с судом, ведь «признание и искреннее раскаяние – это лучшая защита. Суд это, безусловно, будет учитывать». Не теряя мужества и достоинства, о. Павел сказал:
– Стоя перед казнью, я лгать не могу. И повторяю, что участия в сопротивлении изъятию не принимал. Если в чем и виновен, то разве в неопределенной своей позиции. Мое положение было между властями и Церковью. Власти требовали свое, а от Церкви не было вполне определенных разъяснений, как поступить. Но никакой кровожадности, на которую тут указывал обвинитель, у меня не было. Прошу не применять ко мне высшей меры наказания – не ради себя, я к смерти готов, а ради детей, так как моя казнь поразит главным образом детей, у которых не будет отца, как нет и матери.

10 мая 1922 г. в 2 часа утра протоиерей Павел Светозаров вместе с другими обвиняемыми в «мятеже» был расстрелян. Старшая дочь Вера ходатайствовала о выдаче тела отца для погребения в Шуе, но в просьбе ей было отказано.

Место захоронения св. Павла Светозарова неизвестно. По некоторым данным, расстрелянные по Шуйскому делу были погребены в Иванове на бывшем пустыре за 1-й городской больницей. По другим данным, они похоронены близ места расстрела, то есть где-то поблизости от здания ивановской тюрьмы.

Память священномученика Павла Светозарова совершается в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, 27 апреля/10 мая в день памяти новомучеников шуйских, 7/20 июня в день празднования Собора Ивановских Святых.


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЕРЕЙ ИОАНН РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Священномученик Иоанн Стефанович Рождественский родился в 1872 г. в селе Нармочь Меленковского уезда Владимирской губернии в семье священника.
В 1892 г. Иоанн Рождественский окончил Владимирскую Духовную семинарию. Сначала был учителем, а в 1897 г. был рукоположен во священника Крестовоздвиженского храма села Палех (тогда Вязниковского уезда Владимирской губернии). Перед этим он обвенчался с Александрой Васильевной Малининой, дочерью протоиерея из Палеха.
Детей у о. Иоанна с матушкой Александрой не было, и все силы и время о. Иоанн отдавал прихожанам и храму. Много трудов он положил на улучшение благолепия Крестовоздвиженской церкви, особенно серьезная реставрация была проведена в 1907 году.
Двадцать пять лет ревностно служил о. Иоанн в главном храме Палеха, снискав любовь и почитание у местных прихожан. Труды о. Иоанна Рождественского не остались незамеченными и его Духовным начальством. В 1917 г. он был награжден камилавкой, а вскоре получил должность благочинного 3-го округа Вязниковского уезда.
В качестве благочинного, в ведении которого было 15 церквей, отец Иоанн в 1921-1922 гг. немало усилий приложил к организации сбора пожертвований для голодающих Поволжья.
19 марта 1922 года, во время Великого Поста, спустя несколько дней после устроенного большевиками кровавого погрома в Шуе, о. Иоанн после литургии огласил пастве послание Патриарха Тихона и затем сказал:
– Вы слышали послание Патриарха. Знаете о декрете центральной власти об изъятии церковных ценностей. Я призываю вас, своих прихожан, не препятствовать отбору в случае прихода правительственной комиссии. Сам я как священник по канонам не могу отдать священные предметы. А присутствовать, когда их будут изымать другие, не хочу и не буду.
Услышав воззвание Патриарха Тихона, некий Колесов потребовал, чтобы все вещи были изъяты немедленно.
– Но в церкви есть исторические и археологические предметы, –возразил священник.
Вскоре в Шуйское ГПУ поступило донесение, что священник Иоанн Рождественский «в виде проповеди огласил воззвание Патриарха Тихона». 24 марта у о. Иоанна был произведен обыск и изъято послание Патриарха; на другой день он был арестован и первое время содержался в шуйской тюрьме.
Вызывались для допроса прихожане, бывшие в тот день на службе, – все говорили, что о. Иоанн увещевал не препятствовать изъятию ценностей. 2 апреля 1922 года прихожане Крестовоздвиженского храма подали прошение властям об освобождении о. Иоанна, так как его арест – недоразумение: «политических тем священник Рождественский не касался за всю свою двадцатипятилетнюю деятельность» и последний раз призывал к спокойствию.
Следствие усиленно добивалось от арестованного священника признания, откуда он получил послание Патриарха. Отец Иоанн настаивал, что получил его по почте, но откуда оно было или какой штемпель был на конверте, и где сам конверт – не помнит.
Следствие шло три недели, 11 апреля всем арестованным вручили обвинительные заключения.
17 апреля прихожане Крестовоздвиженской церкви села Палех послали в Верховный Ревтрибунал прошение: «Свидетельствуем своими подписями в том, что священник нашего храма о. Иоанн Рождественский 19 марта сего года по прочтении Патриаршего воззвания не возбуждал прихожан противиться распоряжениям советской власти по отбору церковных ценностей, напротив, убеждал спокойно отнестись к распространенному правительством постановлению, в то же время разъясняя прихожанам, что духовенством села Палех предприняты все возможные меры к сохранению тех церковных предметов, которые имеют особенное археологическое значение».
На другой день прихожане Палеха собрали сельский сход и составили еще одно прошение в Верховный Ревтрибунал, в котором писали следующее: «Принимая во внимание то, что о. Иоанн Рождественский много поработал как общественный прогрессивный деятель на пользу родного прихода и всего Палехского района и снискал себе всеобщее уважение, мы, собравшиеся, не можем остаться безучастными при обвинении его в агитации в проповеди против Рабоче-Крестьянской власти. Чтобы не быть голословными в утверждении за о. Иоанном репутации прогрессивного общественного деятеля, считаем нужным довести до сведения Ревтрибунала хотя бы то, что благодаря трудам и энергии о. Иоанна в селе Палех в разное время были открыты следующие общественно-полезные учреждения, как-то: 1) Палехское Общество потребителей, 2) Палехская библиотека-читальня, существующая и в настоящее время и 3) Палехское кредитное товарищество. Отец Иоанн много содействовал распространению просвещения среди крестьянства. Палехская школа II ступени, рассадник знания нескольких волостей уезда, обязана своим открытием больше всех – всё ему же, о. Иоанну. Таковы его только главнейшие заслуги перед государством и местным крестьянским населением».


Но все усилия были бесполезны, – власть не слушала и не хотела слушать голос народа…

На суде, в последнем слове о. Иоанн Рождественский виновным себя не признал. Повторил, что не помнит, откуда получил послание Патриарха Тихона, и к сопротивлению властям при изъятии ценностей не призывал.
10 мая 1922 г. в 2 часа утра иерей Иоанн Рождественский вместе с другими обвиняемыми в «мятеже» был расстрелян.
Место захоронения св. Иоанна Рождественского неизвестно.

Память священномученика Иоанна Рождественского совершается в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, 27 апреля/10 мая в день памяти новомучеников Шуйских, 7/20 июня в день празднования Собора Ивановских Святых.





СВЯТОЙ МУЧЕНИК АВКСЕНТИЙ КАЛАШНИКОВ

Святой мученик Авксентий Калашников родился 6 декабря 1891 г. в деревне Калинкино Дуниловской волости. Крещен был в тот же день в Благовещенской церкви села Дунилово священником Матфеем Миловидовым. Крестными его в церковной книге записаны: местный псаломщик Алексей Петрович Беляев и крестьянская жена Прасковья Яковлевна Жукова.
Отец Авксентия – крестьянин деревни Калинкино Никита Прокопьевич Калачов был женат дважды. Первая его жена, Акилина Николаевна Смолина, – крестьянка из д. Посохово, умерла 28 декабря 1882 года. Почти через год, 4 ноября 1883 года, Никита Калачов обвенчался в Благовещенской церкви села Дунилово с Татьяной Андреевной Огневой.
В семье Никиты и Татьяны Калачовых (Калашниковыми они стали незадолго до революции), кроме Авксентия, были еще дети: старшие сыновья Прокопий (1887 г.р.) и Кузьма (1890 г.р.), дочери Татьяна (06.01.1896) и Евлампия (26.09.1901). Младшие сыновья Василий (1898) и Тарасий (1900) умерли во младенчестве.
6 ноября 1911 года в Покровской церкви с. Дунилово венчались «крестьянский сын Авксентий Никитич Калачов, 19 лет» и «д. Змиево крестьянская дочь Ольга Терентьевна Юрова, 21 года». 30 сентября 1912 г. у них родилась дочь Параскева, которую они крестили в селе Афанасьевском. С первой женой Авксентий Никитич прожил недолго: 1 февраля 1915 г Ольга Терентьевна умерла от чахотки и была похоронена в Шуе на Троицком кладбище.
5 апреля 1915 г. А.Н. Калашников венчался в Петропавловской церкви с Прасковьей Абрамовной Касиной. Супруга его родилась 15 октября 1893 г. в д. Новички Афанасьевской волости в семье крестьянина Абрама Лавровича Касина и его жены Екатерины Никитичны. Уже в начале ХХ века Касины жили в Шуе в приходе Петропавловской церкви, куда Калашниковы приехали немного позже.
В семье Авксентия и Прасковьи 22 декабря 1915 г. родилась дочь Анастасия, крещенная в тот же день в Петропавловской церкви. Вскоре появился на свет сын Павел, родившийся 14 декабря 1917 г. (крещен в тот же день).
Интересно отметить, что венчал Авксентия Калашникова в 1915 году и крестил его детей в Петропавловской церкви местный священник Алексей Александрович Доброхотов, родной брат священномученика Иоанна Доброхотова.
Тело погибшего 15 марта 1922 г у стен Воскресенского собора Авксентия Калашникова забрали родственники и похоронили на Петропавловском кладбище.
Известна некоторая информация о родственниках св. мученика Авксентия. Его сын Павел Калашников всю жизнь проработал шофером на Шуйском автотранспортном комбинате до самой пенсии, а затем еще трудился в ремонтной мастерской. Прошел три войны: финскую, Великую Отечественную и японскую. Имел множество наград. Похоронен был на Петропавловском кладбище рядом со своим отцом. В настоящее время в Шуе живут внучки святого Авксентия – Нина Павловна Калашникова и Ольга Павловна Колобова.
Память святого мученика Авксентия Калашникова совершается в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, 27 апреля/10 мая в день памяти новомучеников шуйских, 7/20 июня в день празднования Собора Ивановских Святых.



СВЯТОЙ МУЧЕНИК НИКОЛАЙ МАЛКОВ

Святой мученик Николай Малков родился 2 марта 1901 года в семье крестьянина д. Конопляново Шуйского уезда Ефима Константиновича Малкова и его жены Анны Ивановны. Крещен в тот же день в Троицкой церкви села Васильевского местным священником Евгением Беневоленским. Крестными его были: «отец родителя» крестьянин той же деревни Константин Васильевич Малков и «сестра матери д. Теплово крестьянская девица» Наталия Ивановна Каллистратова. Отсюда видно, что мать Н.Е. Малкова происходит из крестьян д. Теплово того же прихода с. Васильевского. У Николая Малкова был брат Александр (1905-1958) и три сестры – Анастасия, Елена и Мария. Крестная Николая – Наталия Ивановна, в замужестве Субботина (1890-1972) – часто вспоминала о погибшем крестнике в разговорах со своими близкими родственниками.
Известно, что в 1910 г. Малковы жили в Шуе в собственном доме на Рыковской улице и были прихожанами Спасской церкви. Мария Ефимовна Малкова, сестра новомученика Николая, жила в родительском доме до самой смерти. Из короткой биографии святого мученика известно, что он работал счетоводом в конторе шубного завода.
15 марта 1922 г. Николай Малков погиб первым. Проходя по площади, он остановился неподалеку от дома о. Павла Светозарова и крикнул: «Православные, стойте за веру!» И был тут же убит выстрелом в висок. Ему шел только 22-й год. Опознал тело убитого его младший брат Александр. Похоронен святой мученик Николай Малков на Троицком кладбище.

Память святого мученика Николая Малкова совершается в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, 27 апреля/10 мая в день памяти новомучеников шуйских, 7/20 июня в день празднования Собора Ивановских Святых.


СВЯТОЙ МУЧЕНИК ПЕТР ЯЗЫКОВ

Святой мученик Петр родился 29 августа 1881 г. в Шуе. На другой день 30 августа был крещен в Шуйском Воскресенском соборе.
В метрических книгах Воскресенского собора 18 января 1876 г. зафиксирован факт венчания его родителей. Отец святого мученика Петра записан как «шуйский мещанский сын Иван Федорович Скворцов, Языков тож, 21 года», мать же названа как «отставного солдата Александра Платонова дочь девица Пелагея Александровна, 16 лет».
Мещане Языковы на протяжении долгого времени были прихожанами Воскресенского собора. Петр (его все называли Петруша) Языков с детства ходил в церковь и пел на клиросе. В юности обучился профессии литейщика и работал на шуйской фабрике объединенной мануфактуры сначала рабочим, а затем заведующим литейной мастерской.
14 января 1908 г. Петр Иванович Языков венчался в Воскресенском соборе с шуйской мещанской дочерью Натальей Иустиновной Гнусиной (1888 г.р.). Обряд венчания совершал о. Павел Светозаров, через 14 лет волею Божией оказавшийся плечом к плечу со своим духовным сыном на казни ночью 10 мая 1922 года.
По данным следствия 15 марта на площади возле собора Петр Языков собирал вокруг себя толпу, ругая советскую власть и говоря, что «эта власть все мерзавцы, нужно бить в набат».
На слушании дела Языков виновным себя не признал, повторив показания, данные на следствии.

– Вы говорили, что правительственная комиссия пьяна? – спросил Галкин.

– Когда мимо меня проходил Вицин, то на меня пахнуло перегаром.

– Вы говорили об этом?

– Если я и говорил, то только делился своими впечатлениями с рядом стоящими.

– Вы верующий? – спросил в свою очередь Галкин.

– Я – верующий.

– Как вы относитесь к изъятию?

– Изъятию подлежат только излишки.

Петр Языков был единственным из мирян, кого власть посчитала «особо опасным» и приговорила к расстрелу…
Место захоронения его, так же как и остальных казненных, остается неизвестным.

Память святого мученика Петра Языкова совершается, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, 27 апреля/10 мая в день памяти новомучеников шуйских, 7/20 июня в день празднования Собора Ивановских Святых.

СВЯТОЙ МУЧЕНИК СЕРГИЙ МЕФОДИЕВ

Святой мученик Сергий Мефодиев родился 13 ноября 1886 г. в семье шуйского мещанина Ивана Никитича Мефодиева и его жены Пелагеи Гавриловны. Крещен Сергий на следующий день в Троицкой церкви г. Шуи. Крестные его: дед (по матери) – шуйский мещанин Гавриил Григорьевич Добродеев и села Афанасьевского крестьянская жена Елизавета Давыдовна Поливанова.
Отец Сергия – «солдатский сын», в начале 1870-х гг. носивший фамилию Щепцов, но уже к концу 70-х ставший Мефодиевым. Мать была дочерью шуйского мещанина Гавриила Григорьевича Добродеева и его жены Анастасии Дмитриевны.
Сергий Иванович жил в Шуе в Крутицком переулке в собственном доме. С 1909 г. был на военной службе, откуда вернулся в родной город. Работал печным мастером, но в 1922 г. числился безработным. Где он похоронен, неизвестно, но вероятнее всего на Троицком кладбище, так как Мефодиевы были прихожанами Троицкого храма.

Память святого мученика Сергия Мефодиева совершается в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, 27 апреля/10 мая в день памяти новомучеников шуйских, 7/20 июня в день празднования Собора Ивановских Святых.


СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА АНАСТАСИЯ

О погибшей возле стен собора 15 марта 1922 года девице Анастасии абсолютно достоверных сведений в настоящее время не имеется.

Память святой мученицы Анастасии совершается в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, 27 апреля/10 мая в день памяти новомучеников шуйских, 7/20 июня в день празднования Собора Ивановских Святых.

Святые новомученицы Шуйские, молите Бога о нас!


Священномученик протоиерей Николай Бухарин

     Николай Евгеньевич Бухарин родился в Костроме в 1878 году в семье чиновника Костромского окружного суда. После окончания Духовной семинарии отец Николай служил в с. Маврино Кинешемского уезда. С 1935 года местом его службы является  город Гаврилов Посад.
        Осенью 1937 года была арестована группа священников. В их числе и 66-летний настоятель храма Святителя Николая (ныне храм Архистратига Божия Михаила). Через 10 дней после ареста скорые на расправу большевики приговорили престарелого священника к 10 годам заключения.
     В Ивановской тюрьме в камеру к священнослужителям посадили четырех осведомителейиз числа заключенных. Доносы начались с 20 января 1938 года.                                  
    "В камере № 7 имеется группа священников, которые занимаются агитацией, говоря, что советская власть их невинно сажает в тюрьмы и притесняет".
         Следующий донос поступил через день, и после этого череда доносов шла непрерывным потоком. Вот один из образчиков такого рода "сочинений":
   "В камере № 7 есть з/к Бухарин Николай Евгеньевич, который занимается систематической агитацией. Он завел разговор с сокамерником о неполитичности наук, как-то: математики, философии и др. З/к Бухарин докзывал, что науки есть чистые науки и они аполитичны.
   В споре он дальше высказал, что, конечно если бы была свобода слова, печати, собраний и пр., то он бы доказал политичность наук, а в данное время он лишен этой возможности. То есть нужно понимать, что у нас в Советской действительности нет свободы слова, печати, собраний и пр.
   В споре, на вопрос сокамерника з/к Бухарин о сотворении мира сказал, что Бог создал землю не в шесть земных дней, а в шесть дней мировых, что сейчас идет седьмой мировой день и должен наступить восьмой мировой день, в который должны быть уничтожены твари. Так, дескать, говорит библия и все это правильно, подтверждается самой жизнью.
   З/к Бухарин в своей мысли, ссылаясь на библию, ясно проводил мысль, что в седьмой мировой день должен прийти к власти сатана, т.е. нужно понимать советская власть, и дальше логически по библии должен наступить восьмой день, т.е. конец мира (гибель твари), а, следовательно, конец власти антихриста или нужно понимать советской власти".
      25 января против священников было открыто следствие, которое продолжалось два дня. Допрос вели сразу несколько следователей. Следствием было установлено, что Бухарин Н.Е., находясь в камере № 7 тюрьмы № 2 г.Иваново, совместно с группой священников вел контрреволюционную террористическую агитацию. Обвиняемый категорически отрицал обвинения и виновным себя не признавал. На что ему было сказано, что это ложь и на самом деле священник высказывал надежду на ликвидацию советской власти, доказывал необходимость физического уничтожения коммунистов.
     3 февраля 1938 года тройка УНКВД по Ивановской области приговорила священников, в том числе и отца Николая, к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение на следующий день. Вместе с отцом Николаем были расстреляны: иерей Евфимий Тихонравов, протоиерей Иоанн Доброхотов, иерей Иоанн Коржавин, иерей Иоанн Розанов, иерей Иоанн Успенский, иерей Иаков Зяблицкий, иерей Петр Зяблицкий.
    На Архиерейском Соборе 2000 года они причислены к лику святых Новомучеников и исповедников Российских. 
    Дни памяти: 4 февраля(н.ст)/(22 января (ст.ст.); воскресение после 7 февраля(н.ст.)/(25 января(ст.ст.)(Собор новомучеников и исповедников Российских).
        В данное время пишется икона священномученика протоиерея Николая Бухарина.

Гиляревские

 
Андрей (1886 - ?, не ранее 1937), Иоанн (1875-1920), Димитрий (1872-1917), Вячеслав(1878-1939), Александр (1884-1938) Гиляревские. Пятеро братьев священников, дети священника Флегонта Гиляревского из села Воймиги неподалеку от Гаврилова Посада. 
Димитрий и Надежда Гиляревские
О. Дмитрий был расстрелян в 1917 году. Преподавал во Владимирской духовной семинарии. С 1902 года - священник Борисо-Глебского храма г. Владимир.
Супруга - Надежда, дочь протоиерея Александра Ивановича Виноградова, известного духовного писателя, настоятеля Успенского собора во Владимире. У них родились дети: Мария (1901 г.р.), Борис (1903 г.р.), Глеб (1905 г.р.).
















О. Иоанн, служил в Воскресенском храме погоста Лиственно, скончался в 1920 от "водяной болезни"
У о. Иоанна и Марии Ерастовны родились трое детей: дочь Нина (1900-1980), сыновья Василий (погиб во время Великой отечественной войны) и Борис (умер в младенчестве).

Гиляревские Иоанн и Мария


Мария до замужества (стоит рядом с отцом)
























О. Вячеслав,  служивший священником в с. Ярышеве Суздальского уезда и в 
г. Гусь-Хрустальный. Был возведен в достоинство протоиерея, назначен благочинным Гусевского благочиния. 26 марта 1937 года был арестован в г. Гусь-Хрустальный. Обвинялся в том, что "принимал участие в антисоветских сборищах, вел антисоветскую пораженчеескую агитацию".3 июля того же года Особым Совещанием при НКВД СССР был приговорен к пяти годам ИТЛ.Скончался 30 декабря 1939 года умер в тюремной больнице Севвостлага. 


храм в с. Муравкино до 1938 г. (ныне не существует)
 О. Александр служил священником в селе Муравкино.
Скончался в 1938 году в ссылке.
Сохранились доносы на последнего, цитирующие его слова в беседе с крестьянами: “Теперь в церковь ходят мало народа потому, что мы не сумели духовно воспитать молодежь, но я уверяю вас, что недалеко то время, когда снова и старые и молодые вернутся в церковь”. 





Более всего известно о самом младшем: Андрей Гиляревский, митрофорный протоиерей (награжден в 1934г.), окончив Московскую духовную академию в 1911 году, стал не священником, а учителем истории. Преподавал в Тобольской и Нижегородской духовных семинариях.  Однако, когда начались повальные аресты духовенства, он встрепенулся, не желая оставаться в стороне от Церкви в час испытаний, в 1921 году был рукоположен и отправлен настоятелем храма села Молога Рыбинского уезда. Пришлось пройти через многое: одно время священника заставляли почти круглые дни работать на лесоповале (без всякого приговора суда, просто из соображений “социальной справедливости”), пытались сотрудники НКВД завербовать его в “сотрудники”. “В вас верят люди, каются в грехах — помогите нам избавиться от врагов”, — увещевали они ласково. “Нет, есть тайна исповеди, — возражал о. Андрей и добавлял уже не от канонов, а от себя, — и понятие о чести и достоинстве”.
В том же году был арестован, провел в тюрьме несколько месяцев.
В 1922 году был арестован по обвинению в "произнесении антисоветских проповедей, противодействии изъятию церковных ценностей", провел в тюрьме несколько месяцев.
В 1925 году был арестован Мологским ОГПУ по обвинению в "антисоветской агитации", в том же году был освобожден.
В 1930 году был арестован и осужден по обвинению в "антиколхозной агитации". Заключение отбывал в тюрьме г. Молога.
По освобождении был назначен в г. Иваново, где служил в Благовещенском соборе и Вознесенском храме в сане протоиерея.
18 ноября 1934 года назначен настоятелем Никольского храма в г. Тейково Ивановской области.
На 1937 год имел пятеро детей от 10 до 20 лет.
7 октября 1937 года был арестован в Тейково. Обвинялся в том, что "проводит к/р агитацию, излагая ее в проповедях и встречах с прихожанами церкви, высказывает пошлые к/р клеветнические данные о руководителях ВКП(б)..."
В обвинительном заключении было сказано, что Гиляревский "будучи враждебно настроен к существующему политическому строю и неоднократно арестовывавшийся органами ОГПУ (5 раз). Поп Гиляревский последовательно проводил среди населения города Тейково к/р пораженческую агитацию, направленную против ВКП(б) и советской власти" а именно, на проповедях говорил: "Православные, завтра будут читаться Царские Часы, приглашайте верующих в церковь, своих сынов и дочерей". В данном случае органами "Царские Часы" были восприняты как призыв к восстановлению монархии.
26 октября 1937 года тройкой при УНКВД по Ивановской обл. был признан виновным по обвинению "систематическая к/р агитация, является участником к/р церковной группировки" и приговорен к 10 годам ИТЛ.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Сохранились в доносах цитаты из его проповедей: “Вера Христова оскудела, православные забыли Бога, за что Господь и карает их голодом и холодом ... Надо просвещать прихожан в духе христианства и терпеливости на гонение коммунистами веры православной”.