суббота, 26 августа 2017 г.

ПАСХА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

     "Воскресения день, просветимся людие... Христос бо воста - веселие вечное", - так радостно восклицаем мы с вами в дни Праздника праздников, в дни Пасхи Христовой. И ныне, всей Богородичной Пасхи день, в день Успения Пречистой, восклицаем мы победную песнь: "Смерте! где твое жало? Аде - где твоя победа?".
     Одна тема,одно содержание у этих двух светлых праздников. Эта тема - победа над смертью, призвание человека к вечности.
     Там, в Христовой Пасхе, Начальник жизни - Христос, - на Кресте смерть побеждает, в третий день воскреснув; здесь, в Успении, в Пасхе Богородичной, Победитель смерти Христос, в сороковой день вознесший плоть нашу в обители Отчие, не допуская истления тела Пречистой, в третий день Ее из гроба воскрешает. Вновь смерть побеждается. Единая из рода нашего не подлежит суду и тлению, возносится с плотию в те же обители Отчие.
     Не потому ли Успенский пост так подобен Великому посту? Одно содержание праздников, та же к  ним требуется от верующих и подготовка: воздержание и молитва, очищение. Не забудьте: "наша брань против духов злобы поднебесных", а "сей род изгоняется только постом и молитвой".
     Если Пасхе Господней предшествует Страстная  седмица, то Пасхе Богородичной -Успения празднику - предшествует Крестный день: светозарное Древо Крестное осеняет начало Успенского поста, благословляя нас на постный подвиг воздержания и омовения грехов, прежде чем достигнем мы поклониться  Успению Пречистой и Ее восхождению в Горние обители. "Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо".
     Крест Господень воздвигается в середине Великого поста для поддержания сил духовных, и возлагается посредине храма, чтобы верующие могли черпать силу и отраду в созерцании Света Любви в Крестном подвиге Господнем.
     А в середине Успенского поста огнем Фаворским возгорается лучезарный праздник Преображения и зовет он верующих к подвигу восхождения по каменистой и тернистой дороге в борьбе со злом, с грехом и тлением.
     Кто безумец вопросить может ныне: во имя чего воздерживаться нам от страстей? Какой безумец, при свете Преображения, решится остановиться на полпути своего восхождения к Свету-Христу, к Цели жизни нашей - к Его обителям при виде Христа на Фаворской горе, слыша  Его беседующего с Илией и Моисеем, утверждающих реальность жизни вечной, и слыша Отчий глас: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный - Его слушайте".
     О, человек, к царственной вечности призванный! являешь ты ныне собою образ странника, с пути сбившегося. Вознеси очи свои горе, - поклонись Кресту, на нем же распята Любовь Божия к тебе; взыди на гору преображения плоти твоей, приникни к гласу ангелов, воспевающих Пречистой с плотию на небо восхождение, и ты, со всею силой убеждения, воскликнешь: "Для меня жизнь - Христос и смерть - приобретение".
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)