Великий покаянный канон – творение византийского гимнографа конца VII – начала VIII века святителя Андрея, архиепископа Критского. Четырнадцати лет он пришел в Иерусалим и принял постриг в монастыре преподобного Саввы Освященного, отчего в богослужебных книгах именуется также преподобным Андреем Иерусалимским.
Собрав воедино события новозаветной истории, «от Адама и до самого Христова Воскресения и апостольской проповеди», канон «приучает сим всякую душу: каким благим примером ревновать и подражать по силе, а каких злых отбегать, востекая к Богу покаянием, слезами, исповеданием и иным благоугождением; канон сей столь широк и сладкогласен, что и самую жесточайшую душу способен умягчить и к бодрости благой воздвигнуть, если только поется с сокрушенным сердцем и подобающим вниманием».
Канон звучит Великим постом дважды.
Первый раз он читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверток 1-й седмицы. Чтение Великого покаянного канона на 1-й седмице как бы задает тон всему Великому посту.
Второй раз, весь целиком, канон читается на 5-й седмице, в среду вечером – на утрене четвертка, которую еще называют Стоянием Марии Египетской. Во время этого богослужения читается житие преподобной Марии, «на две статии»: первая статия (часть) жития звучит после кафизмы и седальнов, а вторая – после 3-й песни канона. Последовательность тропарей в песнях Великого канона при чтении его на утрени в четверток 5-й седмицы несколько отличается от их очередности на повечерии в дни 1-й седмицы. Кроме того, на Стоянии Марии Египетской к каждой песни Великого канона присоединяются тропари канона преподобной Марии и по одному тропарю в честь святителя Андрея Критского.
Святая Церковь вновь обращается к молению Великого канона на 5-й седмице, повторяя его уже целиком, чтобы вдохнуть в нас новые силы к успешному окончанию поста. Той же цели служит и чтение Жития преподобной Марии Египетской.