Великий пост составляет сорок дней, так называемую Великую Четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней – Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы – посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, которые им предшествовали.
По церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения – мяса, молока, яиц, рыбы. Рыба разрешается всего два раза: на Благовещение Пресвятой Богородицы и на Вербное воскресение. В Лазареву субботу разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников – 22 марта, святителя Григория Двоеслова – 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста – понедельник – и предпоследний – Великий Пяток (Страстную Пятницу) – рекомендуется проводить без пищи.
Церковь облегчает тяготы поста для беременных женщин, больных, престарелых, людей, занятых тяжелым трудом.
Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями.
«Расторгнем всякий союз неправды» - призывают нас в эти дни церковные песнопения.
«Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом», - говорит святоотеческая мудрость.
Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной из стихир: «Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…»
«Весной души» называют церковные люди великопостное время.
Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.
Первая великопостная неделя (седмица) – наиболее строгая.