четверг, 30 марта 2017 г.

О самоубийстве



В настоящее время, когда проблема самоубийства у подростков обсуждается на высшем государственном уровне, вполне уместно обсудить это явление и на церковных сайтах в интернете. Одной из главных причин, толкающих человека совершить этот непоправимый поступок, является отсутствие понимания того, что же такое на самом деле есть самоубийство.

С точки зрения психологии - всё просто и понятно: у человека, неважно, в каком возрасте, возникают неразрешимые проблемы, он загнан в угол: приходит отчаяние, и оно властно диктует: тем или иным способом свести счёты с жизнью. Человеку кажется, что стоит только покончить с собой, как боль и мученья души и тела сразу прекратятся и не будет ничего. Но если человек знает Истину, то всё представляется совсем по-другому. Только православный религиозный человек может с уверенностью сказать: я знаю Истину. И в свете Истины православный человек знает, что такое Жизнь и что такое смерть. Поэтому лучшее средство для профилактики самоубийств - это максимальное по возможности региона: проповедь Православия со школьной скамьи.

Поскольку я адресовываю эту статью к людям, незнающим Истины,то я не буду в ней делать сноски на Священное Писание, что, конечно, необходимо в любом богословском сочинении. Для того, чтобы понять последствия этого страшного и непоправимого шага - прыжка в вечность - человеку надо заранее объяснить, что хочет он того или не хочет, но у него есть вечная и неуничтожимая бессмертная душа, что есть Всемогущий и Правосудный Бог, его Создатель, хочет того человек или не хочет, и это - абсолютная истина.

Привожу несколько самых известных доказательств истины Бытия Божия. Вселенная устроена сложно и совершенно: и в беспредельных пространствах Космоса и в организме человека, и в мире вирусов и микробов действуют бесчисленные законы, которые постепенно открываются разуму человека. Если есть совершенный механизм, то есть и Механик. Тот, кто создал и поддерживает жизнь Вселенной. Помимо этого аргумента, есть и другие важные доказательства. Явления Бога святым и целым народам. Например, явление Бога народу еврейскому у горы Синай. Существование святых по сей день, через которых Бог предсказывает будущее и совершает чудеса, непортящаяся Крещенская вода, Туринская плащаница, Схождение Небесного огня в Великую Субботу, нетленные мощи святых являются бесспорными доказательствами Бытия Божия. А что нам говорит о бессмертии души наука? Существует такая область медицины, как реаниматология, занимающаяся, в том числе, возвращением к жизни людей, перенёсших клиническую смерть. Как известно, состояние «клинической смерти» - это небольшой отрезок времени, обычно несколько минут, когда ещё не начался необратимый процесс разрушения биологических клеток организма, но уже присутствуют признаки прекращения его жизнедеятельности. Главный врач-реаниматор Советского Союза, как я читал в 90-е годы в одной из советских газет, рассказывал, что 10% от всех вернувшихся к жизни людей, перенёсших клиническую смерть, говорят примерно одно и тоже. Они видели своё тело лежащим на операционном столе, от которого они поднимались вверх к неизреченному свету, из которого они слышали голос: «Вернись!» После чего они летели вниз назад и видели свое тело на операционном столе, склонившихся над ним врачей и открывали глаза. Подобное явление описывает в своей книге «Жизнь после жизни» американец доктор Моуди, обследовавший факты возвращения из клинической смерти в разных странах.

Что же представляет из себя душа человека? Священное Писание говорит, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Образ Божий - в духовности, бессмертии и творческой разумности, свободе души человека; подобие - в святости, которую имели первые люди, но не сохранили. Таким образом, можно сказать, что наша душа - это энергетическое тело внутри биологического тела человека. В XX-ом веке с установлением в России господства атеистической идеологии очень большое значение в деле оболванивания масс атеистической пропагандой была попытка научно доказать, что человеческое сознание является плодом деятельности головного мозга человека. Но изучение высшей нервной деятельности человека или функций его мозга привели к следующему результату: по версии учёных, сознание или мысль рождаются где-то в глубине мозга человека, что вполне соответствует христианской богословской истине: ум - часть бесплотной души - находится в голове человека, а эмоции - в груди человека. Кто будет утверждать, что страх, радость, любовь и другие человеческие чувства являются продуктом выделения органов, находящихся в грудной клетке человека? Почему даже атеистическая наука называет ряд болезней психическими или душевными, а не расстройством функций головного мозга?

Теперь мы рассмотрим несколько случаев общения усопших с ныне живущими после смерти. В 1991 году в Греции отошёл к Богу всемирно известный старец Порфирий, впоследствии причисленный к лику святых. Один из духовных детей старца, профессор Афинского университета в момент кончины старца был заграницей и ничего о кончине его не знал. Вернувшись, он, по обыкновению, позвонил ему по телефону. Состоялась беседа, в конце которой старец сказал профессору, чтобы он больше ему не звонил. «Почему, отче?» - удивлённо спросил профессор. «Потому что я умер», - сказал старец, и раздались длинные гудки. Преподобный старец Порфирий при жизни много общался со своими духовными детьми по телефону, продолжает он общаться с ними, и не только с ними, и после смерти.

Мне известны еще три истории таких его посмертных звонков. Я мог бы поделиться с читателями многочисленными историями о явлениях по смерти давно и недавно умерших святых. Это, бесспорно, интересная тема, которая, как я уже говорил, подтверждает истину посмертного существования души. Для тех, кого эта тема заинтересовала, я предлагаю прочитать книгу Булгаковского «Явления умерших из загробного мира от древности до наших дней».М.2001г.

Я хочу рассказать одну историю на эту же тему из своей священнической практики. Лет 15-20 тому назад после службы в храме ко мне подходит моя алтарница и спрашивает меня, смогу ли я помочь её соседям, которые ночью слышат какой-то голос. Я ответил, что если они крещёные, то Бог обязательно поможет. Моя алтарница обещала у них об этом узнать. Выяснилось, что её соседи, муж и жена, оба не крещены. Я назначаю день и совершаю таинство Крещения, после чего спрашиваю супругов: «Что за голос они слышат ночью? Может быть, это телевизор у соседей или плачет их ребёнок? «Что вы, батюшка, - отвечают они мне дружно, - каждую ночь рядом с нашей кроватью мы слышим громко плачущий женский голос». - «И сколько же это длится?» - спрашиваю я. «С трёх ночи и до шести утра», -говорят они мне. «А как давно это началось?» - «Да уже два года». - «Каждую ночь?» - «Да, каждую ночь». - «А после чего это началось?» - «На сороковой день после смерти моей матери,» - отвечает женщина. Тогда я всё понял. Святая Церковь учит о загробной участи души человека: если человек был крещёный и умер своей смертью, то в течение сорока дней решается участь его бессмертной души. Если человек был не крещён или наложил на себя руки, тем самым кровью расписавшись в своём неверии в Бога и Богу, то такого человека демоны утаскивают в Ад. Общеизвестно, что Земля имеет твёрдую кору и огненное ядро. Все мы знаем, что вулканы выбрасывают огненную лаву. Вот туда и уносят демоны души самоубийц, нераскаянных тяжких грешников и всех некрещёных. Мать этой женщины дожила, как выяснилось, до 90 лет, и она так и не удосужилась покрестить дочь, за что, как я понял, она попала на эти страшные мученья. Но так как она была женщина простая и время (XXвек) было тяжёлое, то Господь совершает чудо: даёт её дочери с мужем услышать её плачь в Аду, чтобы те покрестились. «Теперь, - говорю я, - после вашего крещения этот плач прекратится». Как я узнал у моей алтарницы, так и произошло.

Несчастные люди, которые в неверии и отчаянии кончают жизнь самоубийством в надежде избавиться от мучений, по неверию попадают на вечные, ни с чем земным несравнимые мучения. Как бы нам ни было тяжело, мы всегда должны надеяться на милосердие и всемогущество Отца нашего Небесного Бога, и нет такой скорби, в которой Он не подал бы нам Своей помощи и утешения.
протоиерей Алексей Царенков